Вагонные весы делают уже около ста лет. Они взвешивают двигающийся по рельсам вагон. Эта методика оказалась «плодородной» для конструкторов вагонных весов. Конструкторы создали целый ряд разнообразных и хитроумных технических решений. Среди железнодорожных весов очень много разнообразных видов. Дальше перечислим некоторые из них. Механические, рычажные, пневматические, гидравлические, электромеханические, гибридные, оптические, тензометрические.
В современное время на рынке вагонных весов преобладают тензометрические. Их, тензометрических весов, существует три главных типа. Это платформенные, весы датчик-шпала и весы датчик-рельс. Все эти три вида вагонных весов имеют различное назначение.
Различаются они по способам взвешивания. Так, вагонные весы могут взвешивать вагоны в статике. То есть в покое. При этом вагон должен заехать грузоприемное устройство. Там остановиться. В этом случае бывает опять два вида взвешивания. Первое, по вагонное, когда вагон становиться полностью на весы. Второй вид, потележечное взвешивание.
Также железнодорожные весы могут взвешивать вагоны в движении. Это осуществляется, когда вагон проезжает по грузоприёмному устройству. Вагон при этом не должен останавливаться. Такие железнодорожные весы имеют электронное обеспечение контроллера. Оно определяет тип вагона, вес оси вагона, суммарный вес вагона. Также определяет скорость и направление движения состава. Вагонные весы могут производить контроль за скоростью движения вагона. Только тогда, когда он движется по весам.
Скорость ограниченна правилами эксплуатации. Скорость ограниченна следующими рамками: от 2 до 10 км/ч. Однако вагонные весы «датчик-шпала» ограничивают скорость вагона до 45 км/ч. Из этого следует, что железнодорожные весы могут взвешивать длинные составы.
Вагонные весы содержат электронную аппаратуру и различные датчики. Вагонные весы комплектуются аппаратурой с аналоговым или цифровым выходом. Это зависит от условий эксплуатации вагонных весов. Роль вторичного прибора играет контроллер. Он выполняет много разных функций. Содержит комплексное взвешивание вагонов. То есть поосное, потележечное, либо на полной длине. Осуществляет программную оценку правильности процесса, верности полученных результатов взвешивания.